Самбо-боевое искусство!

09.11.2021


Самбо — боевое искусство!

Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это — советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили три отца-основателя этого стиля.

Первый из них — Виктор Афанасиевич Спиридонов, создатель системы «самоз», прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшегося советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата.

Основной целью самоза была подготовка милиционеров, диверсантов и контрразведчиков. Подготовка включала в себя изучение приемов, направленных на быстрое обезоруживание и обездвиживание противника. Много внимания уделялось болевым и удушающим приемам в стойке, а также работе против вооруженного противника.

Самоз преподавался внутри закрытых школ и не был рассчитан на широкие слои населения, так как в его арсенал входили травмирующие и калечащие техники, которые до автоматизма нарабатывались уже непосредственно при задержаниях.

Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков, родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции. Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.

Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано, основателю этой борьбы.

К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан. Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.

Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Ощепков.

Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся к русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.

После революции и гражданской войны Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в  Государственном центральном институте физической культуры. Именно с работой Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими, национальными видами борьбы.

Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы, татарского и башкирского куреш, молдавской трынты, армянского коха, а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы.

После трагической гибели В.С. Ощепкова в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев, превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947.

МБУДО «ДЮСШ»